Меню
Картины маслом на холсте и дереве

"Где дышит звездами Ван Гог..."

Ван Гог – один из самых известных художников в мире. Его имя стало символом целой эпохи. Судьба художника достаточно трагична, как и его жизнь.

Ван Гог в 13 лет

Ван Гог в 13 лет

 

Юность Ван Гога

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в голландской деревне Грот-Зюндерт, в семье сельского пастора. Маленький Винсент был неразговорчив и угрюм, не любил играть с братьями и сестрами. Характер был неспокойный, даже порой взрывной. Он любил гулять, наблюдая за жизнью насекомых, не боялся ходить в лес один. Собирал гербарий, коллекционировал жуков и букашек. В 8 лет начал рисовать. Зарисовывал крестьянок и пахарей, животных и пейзажи.

В 12 лет Винсента оправили учиться в пансион. Домой он приезжал лишь на каникулы. Винсент очень привязался к младшему брату Тео, они часто вместе гуляли.

Когда Ван Гогу исполнилось 16 лет, на семейном совете было принято, что он пойдет работать продавцом картин в филиал фирмы «Гупиль», торговавшей картинами.

Ван Гог был трудолюбивым, добросовестным и аккуратным – образцовый служащий. Он знал все картины и репродукции, ловко разворачивал и сворачивал холсты. Фирма «Гупиль» брала на комиссию только те картины, которые высоко ценились на рынке. Юный Винсент любил посещать музеи, изучал картины великих художников.

«Это великолепное дело, - писал он о своей работе, - чем дольше служишь, тем лучше хочется работать" 

 

Ван Гог в 19 лет

Ван Гог в возрасте 19-ти лет.

 

Лондонский период

В 1873 году фирма «Гупиль» переводит Ван Гога с повышением в лондонский филиал.

«Находи красоту всюду, где только можно, большинство людей не всегда замечают красоту», - писал он брату Тео.

В Лондоне Ван Гог был счастлив: он посещает музеи, картинные галереи, антикварные лавки. В городе Диккенса Ван Гог нашел свою первую любовь – Урсулу Луайе.  Но Винсент был очень робок и неуклюж, не умел выразить свою любовь. Отважившись, он сделал предложение возлюбленной, но она ответила отказом – она была уже помолвлена с другим. Это был настоящий удар для Ван Гога. Он уехал к родителям на время отпуска, где целыми днями курил трубку и не выходил из комнаты. Даже выйдя на работу он оставался таким же угрюмым и раздражительным.  Винсент погружался в безысходное отчаяние, постоянно копался в себе – почему его отвергла Урсула.

Пустоту в душе молодого художника заполнила церковь – «Все глаголет о благости тех, кто возлюбил Господа». Ван Гог писал и читал проповеди, переводил отрывки из Библии. Художник решает поступить на богословский факультет амстердамского университета. Спустя 15 месяцев обучения , он переводится в миссионерскую школу и позже получает должность проповедника в шахтерском городке Боринаж. Шахтерский городок выглядел жутковато – скрюченная растительность, колючие кустарники, черные от копоти горняки, спускались в шахту, подвергая свою жизнь опасности. Не работая – их ждала нищета и голод. Это был самый худший период в жизни Ван Гога. Он старался жить также аскетично, голодал, спускался в шахты к горнякам. Отличительная черта творчества этого периода – темная и мрачная палитра, изображение жизни обычных крестьян. Художник был уверен, что нельзя передать жизнь простых людей при помощи светлых тонов. Пытался требовать от компании, которая владела шахтами, больницу для рудокопов. Участвовал активно в забастовках. Такая скандальная активность не понравилась синодальному Комитету, было принято решение освободить Ван Гога от должности.  Можно это было принять за новый удар судьбы, но Ван Гог принялся рисовать. Усердно, одну за другой он делал зарисовки из жизни шахтеров.

Характеру Ван Гога была свойственна черта – он всегда верил в лучшее, ожидал благоприятной перемены.

«Я изо всех сил стараюсь видеть во всем сперва бесспорно хорошую сторону и лишь потом, с крайней неохотой, замечаю также и плохую».

 

 

Становление художника

 В 1880 году Ван Гог поступил в Королевскую академию изящных искусств, но проучился он там недолго. Позже Ван Гог берет уроки у художника Антона Мауве, который и поставил руку молодому Ван Гогу. У Ван Гога не всегда были деньги даже на покупку холстов, поэтому он прибегал к хитрости: с помощью валика наносил на бумажный лист слой грунта, зернистая структур которого после просушки напоминала сплетенные нити, а затем наклеивал готовую композицию на деревянную доску. Живопись захватывает вновь Ван Гога. Он без устали трудится.

 «Моя цель — научиться рисовать не руку, а жест, не математически правильную голову, а общую экспрессию. Например, уметь показать, как землекоп поднимает голову, когда переводит дух или разговаривает. Короче говоря, показать жизнь».

Художник наделяет своих героев картин особенной эмоциональной напряженностью – он сочувствует им, разделяя их участь. Ван Гог считал, что шедевры великих мастеров, становятся таковыми лишь тогда, когда их создателями движет любовь к людям. Он много зарисовывал карандашом.

В 1883 году Ван Гогу исполнилось 30 лет. Все чаще в работах мастера стали появляться светлые голубые и желтые оттенки. Он еще не был знаком с творчеством импрессионистов, но уже интуитивно приближался к новому направлению в живописи: использовал для работы широкую кисть, наносил очень плотный слой краски.

Яркая работа этого периода – «Луковичные поля». Ван Гог изобразил тюльпаны всевозможных расцветок.

Ван Гог занимался живописью ради живописи и почти не продавал свои работы. В ту эпоху большим спросом пользовались салонные картины, которые не обременены глубоким смыслом. Но Ван Гогу такая живопись была чужда.

Луковичные поля

Луковичные поля

«В конце концов, самое интересное в жизни – это люди: сколько ни изучай их, все мало», - писал он.

 

Парижский период (1886-1888 гг.)

В 1886 году Ван Гог переезжает в Париж, где останавливается у своего брата Тео. Здесь Ван Гог познакомился с Тулузом-Лотреком, Эмилем Бернаром, Огюстом Ренуаром, Клодом Моне, Писсарро. Палитра цветов этих художник так вдохновила Ван Гога, что он принялся обогащать свои картины светлыми красками: изумрудно-зеленой, интенсивно синей и ультрамариновыми оттенками, называя их «одухотворенными». Он без устали писал берега Сены, мосты через реку.  Художник экспериментируют с «зернистостью»  - длинные мазки и маленькие точки. За два года жизни в Париже художник написал 230 полотен.

В этот период создает знаменитые подсолнухи.

 

Арльский период (1888-1889)

В 1888 г. Ван Гог отправляется на юг Прованса в город Арль. Художник был в полном восторге от природы, от цветовой палитры края и глубины оттенков. Брат Тео помогал художнику, высылая каждый месяц деньги, а Ван Гог отправлял ему свои картины. Художник пишет на пленэре, благодаря чему в его палитре так много ярких насыщенных оттенков желтой краски.

Именно в Арле состоялись ночные сеансы работы, во время которых мольберт освещали свечи, укрепленные на шляпе художника. Так была написана «Звездная ночь над Роной» - звездное небо и отблески теплых огоньков в реке.

«Голова моя полна идей, так, что несмотря на одиночество, у меня нет времени думать и копаться в себе: я работаю, как машина по изготовлению картин…»

В этот период родились такие работы: «Ночное кафе», «Розовый сад», «Мост Ланглуа и «Стирающие женщины», «Персик в цвету», «Груша в цвету», было написано множество портретов.

Каждая работа этого периода похожа на неукротимый всплеск энергии, вобравший в себя всю красоту окружающего мира. Картины очень гармоничны, они яркие и светлые.

Звездная ночь над Роной (копия в нашем каталоге)

 

К художнику в Арль приезжает Поль Гоген. Сначала их взаимоотношения были наполнены теплотой и восторженными чувствами. Это были совершенно противоположные по характеру люди. Ван Гог с благодарностью принимал критику друга, много у него учился. В этот период появилось жизнерадостное полотно «Красные виноградники в Арле».

Ван Гог пишет брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката». 

Ни в одной работе мастера не встречается такое солнечное свечение, которым наполнено это полотно. Гоген призывал Ван Гога к классицизму и абстракции, однако Ван Гог чувствовал все более тонко. Споры между художниками вспыхивали постоянно. Очередная ссора настолько вывела из себя Ван Гога, что он в порыве отрезал себе мочку левого уха и, завернув в бумагу, отнес женщине по имени Рашель. На следующий день Ван Гога забрали в больницу. Узнав о случившемся, Гоген тут же покинул Арль – с Ван Гогом они больше никогда так и не увиделись.

Врачи иногда разрешали работать Ван Гогу в мастерской. Однако местные горожане написали в мэрию петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца» - Ван Гога поместили в палату для буйных, а дом с картинами опечатали.

 

«Где дышит звездами Ван Гог…»

В 1889 году Ван Гог отправляется в лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль. Художнику было позволено выходить с мольбертом в парк, а позже и за территорию лечебницы, но под присмотром персонала. Знаменитые «Ирисы» были написаны в заброшенном парке. Почти все полотно занимают ирисы – так мастер подчеркнул декоративность картины. Каждый ирис уникален и не похож на остальные. Кроме этой картины, художник дважды написал пышные букеты ирисов в вазе. При работе с «Натюрмортом с ирисами» Ван Гог наносил краску так густо, что картине потребовалось около месяца, чтобы она как следует высохла!

В этот же период была написана «Звездная ночь», выполненная в графическом стиле. В верхней части картины изображено ночное небо с одиннадцатью звездами.  Горная цепь делит картину на две части: нижнюю станичную (поселок) и верхнюю динамичную (звезды, написанные в графическом стиле, буквально пульсируют). Неким соединяющим элементом выступают кипарисы. Динамизм композиции усиливает экспрессивный завиток в центре холста.

Натюрморт с ирисами (копия в нашем каталоге)

 

К знаковым работам этого периода относят и пейзажи с кипарисами. Ван Гог написал за время пребывания в лечебнице около 10 полотен.

В клинике Ван Гог стал себя чувствовать лучше, но теперь мысль об обычный жизни в городе стала его пугать. Одержимость в работе сменялась глубокой депрессией. За это время было написано много автопортретов, так как моделей в лечебнице нельзя было найти.

В это время у Тео родился сын, счастливые родители назвали ребенка в честь художника – Винсентом. Ван Гог, пребывая в радостном настроении, создает работу «Цветущие ветки миндаля». Эта картина символизируют рождение новой жизни (миндаль зацветает очень рано и является неким предвестником весны) и написана была именно для спальни Тео. Белые бутоны первоначально были розового цвета, но со временем выцвели под воздействием света.

Ван Гог переезжает в город Овер к доктору Полю Гаше, который наблюдал за состоянием художника. Здесь Ван Гог энергично начинает работать: «Цветущий каштан», «Зеленые поля пшеницы», несколько портрет доктора Гаше. Этому счастью не долго оставалось длиться – заболел серьезно брат художника Тео. Ван Гог был подавлен, чувство безысходности поселилось в нем. Его творчество отражает этот последний период в его жизни: черное грозовое небо, безлюдные здани. Одна из работ  - «Церковь в Овере». В отличие от импрессионистов, Ван Гог не стремился передать игру света на соборе или подчеркнуть готическую красоту храма. Он наполняет эмоциональной силой этой полотно с помощью динамичных мазков и искаженной формой здания.

27 июля 1890 года Ван Гог выстрелил в себя. Художника спасти не удалось. Ему было 37 лет.

Церковь в Овере

Церковь в Овере

 

 «Он был честный человек и великий художник; он преследовал лишь две цели — человечность и искусство. Искусство, которое он ставил превыше всего, принесет ему бессмертие». – Прощальные слова доктора Гаше.

Перейти в каталог с картинами Ван Гога

Популярные теги