Картины маслом в интернет магазине Artworld.ru

Русская жанровая живопись

Русская жанровая живопись родилась в конце XVIII века, в эпоху господства портретов и больших полотен с историческими, библейскими и мифологическими сюжетами.

 

См. также на нашем сайте:

Картины русских художников - репродукции шедевров и авторские работы

 

Стараясь угодить избалованным зрителям, первые художники-жанристы писали лёгкие красивые сценки, часто на зарубежном материале. Такие картины должны были услаждать глаз и радовать сердце.

 

Шло время, и ко второй половине XIX столетия жанровая живопись оттеснила на задний план все другие жанры. Зрители теперь не указывали мастерам кисти, какие сюжеты выбирать для картин. Наоборот, уже художники диктовали публике, на какие явления современной жизни следует обратить внимание.

 

В это время большинство картин рассказывало о страданиях бедняков, об ужасах тюрем, о бесправии женщин, об умирающих от непосильного труда детях. Произведения, в которых отсутствовала критика общественных пороков, в то время не пользовались популярностью. С конца девятнадцатого века для страны настала эпоха великих перемен.

 

Люди видели, как устойчивый, налаженный быт уходит в прошлое, а вместо него нарождается что-то новое, неведомое. Художники чувствовали это очень остро. Одни из них писали картины, в которых находили отражение эти перемены, другие же спешили запечатлеть именно те черты русского быта, которым суждено было исчезнуть.

 

Расцвела историческая жанровая живопись, мастера которой с любовью воспроизводили реалии, памятные им по далёкой молодости, или вовсе обстоятельства других, давно ушедших эпох. Люди цеплялись за прошлое, пусть даже далёкое. Оно казалось понятным и надёжным, в отличие от зыбкого настоящего и неопределённого будущего.

 

Наконец, некоторые художники пытались укрыться в мире своих фантазий Картины, которые они создавали, можно лишь с большой натяжкой назвать жанровыми. Они воспроизводили реальную жизнь, но с какой-то почти фантастической точки зрения, так что реальные люди, друзья и знакомые, на их картинах смотрелись призраками, а реальные места, — дача или улица рядом с домом, — зачарованными царствами.

 

Вернуться к списку статей